Высотные здания
здания высотой, как правило, более 26 этажей. В Москве в конце 1940-х — начале 1950-х гг. строились по единому градостроительному плану, как система градостроительных вертикалей, воссоздававших исторически сложившийся силуэтный облик Москвы в новом масштабе её застройки. Семь высотных зданий (восьмое, в районе Зарядья, не было построено), запланированных с учётом вертикали Дворца Советов, выявили центральное ядро столицы. Комплекс МГУ (Ленинские горы, ныне Воробьёвы горы, 2) отметил направление развития городской застройки на юго-западе. Выстроен в 1949 — 1953 (архитекторы Л.В. Руднев, С.Е. Чернышёв, П.В. Абросимов, А.Ф. Хряков, В.Н. Насонов). Состоит из 27 основных построек с главным корпусом — крупнейшим из высотных домов (высота 235 м), в котором размещены математический и географический факультеты, администрация, научная библиотека, Университетский музей, актовый зал на 1500 человек, жилая зона. В отделке использованы разные виды натурального камня; в классицистических формах декора значительное место занимают скульптурные композиции и рельефы. Жилой дом (Котельническая набережная, 1/15) замкнул перспективу русла Москвы-реки с противоположной стороны, у устья р. Яузы. Строился в 1938—40, 1948—52 (архитекторы Д.Н. Чечулин, А.К. Ростковский, инженер Л.М. Гохман). В ярусной композиции здания центральный 26-этажный объём, увенчанный обелисками, скульптурными группами и фигурными парапетами, фланкируют три более низкие башни и боковые крылья; в здании размещены 700 квартир, магазины, кинотеатр. Гостиница «Украина» (Кутузовский проспект, 2/1), расположенная на Дорогомиловской излучине Москвы-реки, стала «узлом» новой радиальной магистрали. Выстроена в 1953—57 (архитектор А.Г. Мордвинов, при участии В.К. Олтаржевского, В.Г. Калиша, инженер П.А. Красильников). Центральный объём имеет 29 этажей. Репрезентативность постройки подчёркивает пышный декор наружного оформления (обелиски, аттики из пятиконечных звёзд, вазы в виде снопов пшеницы) и интерьеров, особенно главного входа, отделанного мрамором и украшенного круглым живописным плафоном. Здание Министерства иностранных дел (Смоленская-Сенная площадь, 32/34) — 27-этажный объём, который органично замыкает перспективу площади, спускающейся к Бородинскому мосту. Строилось в 1948—53 (архитекторы В.Г. Гельфрейх, М.А. Минкус, инженер Г. Лимановский). В оформлении порталов главного входа использованы лепнина, металлические решётки, обелиски. В целом — наиболее сдержанный по декору и целостный по композиции московский высотный дом; завершающая его металлическая шатрообразная композиция, не входившая в первоначальный замысел, сооружена по личному указанию И.В. Сталина. Вместе с двумя другими зданиями отметило главную кольцевую магистраль города — Садовое кольцо. Жилой дом (Кудринская улица, 1) эффектно замыкает перспективу больших отрезков Садового кольца и радиальных улиц. Строился в 1948—54 (архитекторы М.В. Посохин, А.А. Мндоянц, инженер М.Н. Вохомский). В 22-этажной центральной башне под высоким шпилем (общая высота 156 м) и боковых частях, построенных уступами, размещены 452 квартиры, магазины, кинотеатр, тоннель и гаражи под зданием. В обильном архитектурном декоре отчётливо проявилась ориентация на национальную традицию (в том числе на памятники московского барокко), скульптурные аллегорические композиции и рельефы выполнены скульпторами Н.Б. Никогосяном, М.К. Аникушиным, М.Ф. Бабуриным. Административное и жилое здание с выходом станции метро «Красные ворота» (Садовая-Спасская улица, 21) построено в 1949—53 (архитекторы А.Н. Душкин, Б.С. Мезенцев, инженер В.М. Абрамов; станция метро — 1935, архитектор И.А. Фомин). Центральный объём, увенчанный шпилем, расчленён массивными пилястрами. В наружном декоре сочетаются классицистические элементы и древнерусские мотивы. Гостиница «Ленинградская» (Каланчёвская улица, 21/40), самое небольшое здание из «высоток» (17 этажей), завершает перспективу Комсомольской площади с юго-запада, образуя единую пространственную композицию с тремя её главными сооружениями — вокзалами. Построена в 1949—52 (архитекторы Л.М. Поляков и А.Б. Борецкий). Представляет собой столпообразный объём на широком основании. В наружном и особенно сильно во внутреннем декоре использованы мотивы национальной архитектуры — стилизованные элементы московского барокко, тематический рельеф со Святым Георгием Победоносцем в парадном вестибюле, декоративная решётка и люстры.
М.В. Нащокина.